Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения
Адаптация среды для слепых и слабовидящих |
|
Общешкольное пространство |
Учебное пространство класса |
– таблички с названием кабинетов по системе Брайля; –отбойная стена для ориентировки в коридоре; – зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см); – тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь). |
Для классного кабинета: – тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь); – стены учебных кабинетов должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый; – учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю; – для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски; – жалюзи на окнах; – наличие средств для затемнения; помещения для детей со светобоязнью; – повышенное освещение в классе; – классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевую поверхность. |
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специальное оборудование |
|
– для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки, – для слабовидящих: указки с ярким наконечником; – для слабовидящих оптические приборы; – лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства (в 60 раз увеличивают изображение); - компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых; - учебники с увеличенным шрифтом; - оборудование для копирования учебного материала для занятий с возможностью увеличить шрифт; – комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром; – оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога). |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебники с увеличенным и шрифтом по Брайлю по программе «Школа России» с 1 по 4 класс., учебники для учащихся 5-12 классовс увеличенным и шрифтом по Брайлю.
Дидактические материалы:
Рельефно- графическое пособие для детей по развитию речи «ЛОГОС» ВОС. М.: 1992.
Азбука в картинках «ЛОГОС» ВОС, М.: 2002.
Ермаков В.П., Степанов В.С. Рельефно- графическая грамота «Изобразительные средства» ВОС. М.:2002
Прибор «Ориентир».
Прибор «Школьник».
Прибор Семевского.
Наборы фигур домашних и диких животных.
Конструкторы, мозаики.
Наборы объёмных и плоскостных фигур.
Фонотека.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оборудование в спортивном зале и на спортивной площадке приспособлены для детей-инвалидов с нарушением зрения
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-воспитательный процесс в школепредполагает использование специфическихсредствобученияикоррекции слепых и слабовидящих: − учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература, издаваемые по системе Брайля, иллюстрируемые рельефными рисунками, чертежами, схемами.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
- Вход в школу оборудован пандусом
- При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне
- На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортзал, гардероб.
- На первом этаже так же находится санитарно-гигиеническая комната
- Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
Специальные условия питания
Для обучающихся организовано трехразовое питание
Специальные условия охраны здоровья
В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: В школе функционирует ППк, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, социальный педагог
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся. Доступ имеется во всех учебных кабинетах и библиотеке.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В каждом классе учитель пользуется своим набором электронных ресурсов. Это зависит от возраста и возможностей обучающихся класса.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальное оборудование
– для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки,
– для слабовидящих: указки с ярким наконечником;
– для слабовидящих оптические приборы;
– лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства (в 60 раз увеличивают изображение);
- компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых;
- учебники с увеличенным шрифтом;
- оборудование для копирования учебного материала для занятий с возможностью увеличить шрифт;
– комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;
– оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога).
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
соответствуют офтальмологическим требованиям
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В интернате имеются комнаты для девочек и мальчиков